Почет и слава тем, кто выстоял тогда в боях, в тылу, в жестокие послевоенные годы!
Всем, чей вклад - большой ли, малый ли - приближал победу. Всем, кто поднимал страну потом.
И у меня, кажется, назрело, что сказать.Все чаще и чаще я вижу - мол, зачем нужны эти помпезные парады, эта военная техника, та милитаристская риторика! Поколение победителей уже почти ушло, хватит, оставьте прошлое прошлому.
Я не согласна.
Да, возможно, помпезности стоило бы поубавить, но вот эти парады девятого мая - это не только дань памяти и уважения, и их стоило бы проводить хотя бы поэтому - до тех пор, пока их хотя бы по телевизору могут увидеть те, кто еще жив.
Это еще и предупреждение.
Чтобы те, кто считает, что у нас как-то несправедливо много земли и всего полезного в этой земле, посмотрели и подумали. Дважды, трижды, десять раз подумали - а стоит ли. Вся человеческая история говорит о том, что прочный мир возможен только в том случае, когда твой бронепоезд стоит на запасном пути, и орудийный расчет если и спит, то вполглаза, и лично я не вижу ни единого свидетельства тому, чтобы эта грустная диспозиция изменилась. Я ни на грош не верю в травоядность нашей эпохи.
Может быть однажды мир все-таки станет иным, а люди научатся договариваться о компромиссах, не держа пальцы на спусковых крючках пистолетов. Мне хотелось бы дожить до этого дня. Могу же я хоть иногда побыть оптимистом?
Чтобы те, кто считает, что у нас как-то несправедливо много земли и всего полезного в этой земле, посмотрели и подумали.
Я не согласен с такой аргументацией. Если вкратце, я её воспринимаю как "подготовку к прошедшей войне".
Ситуация времён второй мировой войны (и всех войн до того) отличается, в частности, одним важным фактором - через некоторое время после неё в мире произошла аграрная революция. Урожайность повысилась настолько, что даже рост населения за ней пока не слишком успевает угнаться, и нет оснований считать, что когда-либо успеет. Поэтому земля как "жизненное пространство" сейчас интересует разве что жителей стран, которые мы пока вовсе не рассматриваем как противников, и которые от нас слишком далеко. Если брать же США, от которых мы активнее всего готовимся защищаться, то севернее них находится второе по территории государство в мире, подавляющая часть территории которого совершенно пустует (как и у нас впрочем, и по тем же самым причинам).
Что касается "полезного в этой земле", то, конечно, тут всё не совсем так просто. Однако, актуальность этого пункта тоже активно снижается. Во-первых, технологии переработки и энергосбережения всё активнее развиваются. Во-вторых, способы добычи ископаемых со времён второй мировой тоже несколько изменились - тогда можно было мечтать о том, чтобы пригнать "туземцев" с лопатами и заставить их копать, сейчас это практически во всех областях неэффективно и бессмысленно. Более того, если в стране А уровень жизни ниже, чем в стране Б, то себестоимость добычи за счёт оплаты труда там тоже скорее всего окажется ниже, поэтому зачем её завоёвывать, если проще купить? Более того, скорее всего, чем сильнее страна А загоняет себя в гонку вооружения, тем более она будет заинтересована в том, чтобы продавать то, что она хоть как-то может продать хоть кому-нибудь. А если она ещё и вдруг поссорилась со многими потенциальными покупателями, то у тех, кто остался, появляется такой неплохой рычаг влияния.
Поэтому я, если уж мне хочется подумать о действительных разумных в экономическом смысле причинах парада, направленных вовне, предпочту его трактовать как демонстрацию нашей почти единственной конкурентноспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции
Вся человеческая история говорит о том, что прочный мир возможен только в том случае, когда твой бронепоезд стоит на запасном пути, и орудийный расчет если и спит, то вполглаза, и лично я не вижу ни единого свидетельства тому, чтобы эта грустная диспозиция изменилась.
Я не вижу, как эта теория объясняет, почему сейчас нет войск на границе между Францией и Германией. Почему Дания не готовится к отражению возможной атаки со стороны Швеции. Почему Новая Зеландия не держит огромный флот, чтобы на неё не напала Австралия. Ну и так далее.